Вы решили открыть на предприятии новую производственную линию или рассматриваете вариант предоставления дополнительных услуг клиентам. Но новые планы требуют капиталовложений, которых у вас нет.
Возникает вопрос: как безотказно получить от банка кредит в кратчайшие сроки? Доверие банка легко завоевать с помощью технико-экономического обоснования (ТЭО) предлагаемого кредитного проекта.
ТЭО - обязательный документ, который предоставляется предпринимателем при получении кредита в банке. Кроме того, это главный элемент планирования нового дела или расширения существующего.
Для банка ТЭО - это:
1) Надежная оценка кредитоспособности клиента;
2) Анализ рисков / пользы будущего кредитования.
Для предпринимателя ТЭО - это:
1) Краткий план задуманных изменений;
2) Эффективный способ анализа затрат / выгод свежей идеи;
3) Быстрое решение вопроса кредитования.
Есть ли разница между ТЭО и бизнес-планом?
Правильное составление ТЭО для банка отличается от создания бизнес-плана. В ТЭО принято обосновывать не общую стратегию предприятия, а конкретный проект. Бизнес-план обычно пишется при создании нового предприятия, а технико-экономическое обоснование - документ уже действующего юридического лица.
Тонкости создания ТЭО
Как составить ТЭО, чтобы ваш кредитный план был принят? У каждого банка свои требования к технико-экономическому обоснованию. Но все же общепринятый каркас существует.По структуре ТЭО напоминает бизнес-план, но объем его значительно меньше. Здесь вы не найдете деталей маркетингового продвижения товара или услуги, анализа рисков и других сложных экономических вычислений.
1. Стартовые позиции. В первом разделе, как правило, коротко приводят общую информацию о предприятии. Здесь важно дать краткое резюме о финансовом положении компании: оценка исходного баланса, данные о дебиторской/кредиторской задолженности, незаконченных финансовых проектах.
2. Обоснование причины нововведений. Нужно указать первопричину нового направления в деятельности предприятия: какие проблемы способствуют нововведению, насколько данное юридическое лицо является конкурентоспособным в продвижении запланированных товаров или услуг.
3. Причины выбора именно этого вида товара или услуги. Описание уникальности выбранного направления и его финансовых преимуществ. В чем стержень успеха запланированного проекта.
4. Перечень необходимых ресурсов на реализацию плана. Нужны материалы и сырье, затраты на энергоресурсы, заработную плату, налоги, рекламу и прочие расходы.
5. Экономическая оценка новой программы. Финансовый расчет себестоимости проекта. Упрощенный вариант оценки экономической эффективности реализации новых товаров или услуг (чистая прибыль, окупаемость, рентабельность и др.).
6. Выводы о целесообразности использования кредитных средств. Планирование будущих выгод от полученного кредитования в цифрах и фактах. Прогноз финансового состояния компании на момент полного погашения кредита.